Костюмы, барокко и ювенальная юстиция – в Казани наградили документалистов XIX КМФМК

AliExpress WW

Костюмы, барокко и ювенальная юстиция – в Казани наградили документалистов XIX КМФМК

фото: дирекция КМФМК-2023

С 5 по 9 сентября в столице Татарстана прошёл XIX Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК).

«Нам очень приятно, что на нашем фестивале ярко выражен диалог культур. Уже 19 лет этот девиз является актуальным. К нам приезжают участники конкурсных программ – представители разных национальностей и вероисповеданий. Все они активно общаются между собой. Более того, эти профессиональные связи укрепляются и в рамках казанского кинорынка, где тоже традиционно представлено много хорошего контента и совместных проектов», – отметила исполнительный директор фестиваля Миляуша Айтуганова, комментируя влияние смотра на российскую киноиндустрию. 

Представитель дирекции фестиваля Лилия Кашапова добавила, что «одним из критериев отбора программы является содержание фильмов, а именно ценности добра, нравственности и справедливости».

Помимо гуманистического начала значимой ценностью для программного отдела смотра является этническая и национальная самобытность, в рамках чего была сформирована обширная внеконкурсная программа. Зрители имели возможность посетить показы программ «Тюркский мир», «Этническое кино. Точка роста», «Юбилейная», «В гостях у детства», «ВГИК представляет». Кроме того на Казанском фестивале прошли дни грузинского, сирийского, греческого, турецкого кино. В этом году прошли казанские премьеры фильмов, приуроченных к 100-летию татарского кинематографа, а также ретроспективная программа работ великого Андрея Кончаловского

«Казанский фестиваль демократичен и лишен строгого религиозного оттенка, он представляет кино мусульманских стран, со всеми оттенками их культуры. Во многом это общечеловеческие темы и проблемы. Конечно, он интересен как площадка для популяризации, дискуссии и вовлечения в мировой контекст кинематографа многих стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Мне симпатична другая сторона фестиваля: он важен для культурной жизни Татарстана», – поделилась впечатлением Лидия Кузьмина, киновед, кинокритик, автор статей по проблемам современного российского кино и истории «новой драмы» в кино, постоянный автор журналов «Искусство кино» и «Киноведческие записки». 

В рамках фестиваля успешно прошли показы документальных фильмов. 

Лучшим полнометражным документальным фильмом был признана картина «Беглецы» (Россия), режиссёр Юлия Бобкова. На экране разворачивается история о настоящем мужчине, который готов абсолютно на всё ради своих детей. У главного героя Дениса Лисова получилось отстоять право растить собственных дочерей и отправиться в Швецию, чтобы забрать их из приемной семьи и вернуть домой.

Лучшим короткометражным документальным фильмом стала картина «Бакди» (Алжир), режиссёр Салах Буфелла. Она рассказывает о неординарном «духовном» художнике, который пытается запечатлеть звучание и переживания окружающей его природы. И делает он это через искусство барокко.

Лучший документальный национальный фильм – «Хаситэ: Легенды Татарстана», (Россия, Татарстан), режиссёр Лейла Салахатдинова. Хаситэ – это часть традиционного женского татарского костюма, украшение с глубоким философским значением. Главная героиня создает авторское хаситэ, которое соотносится с её именем. Согласно традиции, хаситэ символизирует преданность девушки нравственным устоям и благородным устремлениям. Именно это и побуждает Хаситэ создавать его, следуя своему внутреннему голосу и древнему завещанию предков.

9 сентября также стали известны имена победителей в других категориях: 

  • Гран-при – лучший полнометражный игровой фильм – «Без предварительной договоренности» (Иран), режиссёр Бехруз Шоаиби.
  • Лучший режиссер полнометражного игрового фильма – «Наш дом», (Индия), режиссёр Маянгламбам Роми Мейтеи.
  • Лучший сценарий полнометражного игрового фильма – «Фортуна» (Таджикистан), сценаристы Бахтиер Каримов и Мухиддин Музаффар.
  • Лучший оператор полнометражного игрового фильма – «Ада» (Россия), оператор Павел Медведев.
  • Лучший актер полнометражного игрового фильма – «Достоинство» (Греция), актёр Ваггелио Андреаки.
  • Лучшая актриса полнометражного игрового фильма – «Без предварительной договоренности» (Иран), актриса Пега Ахангарани.
  • Лучший короткометражный игровой фильм – «Бебия, Бабуа, Анзорик, Я и мама», (Россия), режиссёр Рауль Гейдаров. Напомним, что фильм взял награду в категории «Игровое короткометражное кино» на прошедшем в конце августа в Москве кинофестивале «Будем жить».
  • Лучший национальный фильм – «Мишка» (Россия, Татарстан), режиссёр Юлия Захарова.
  • Лучший короткометражный национальный фильм – «Мой народ – татары. Код успеха», (Россия, Татарстан), режиссёр Олег Кондрашов.
  • Лучший национальный фильм для детей – «Әлдермештән Әлмәндәр», (Россия, Татарстан), режиссёр Сергей Киатров.
  • Приз «За диалог культур в исламском мире» – «Паралимпиец», (Казахстан), режиссёр Алдияр Байракимов.
  • Приз Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов Российской Федерации – «Чечня и мир», (Россия), режиссёр Дмитрий Семибратов.
  • Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов Российской Федерации «За первый шаг в кинематограф» – Алиджон Джалилов.
  • Приз Раиса Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве» – «Несчастный жених» (Узбекистан), режиссёр Хуснора Розматова.
  • Приз Всемирного конгресса татар – «Юллар чатында» (Россия (Татарстан), режиссёр Нурания Замалеева.
  • Специальное упоминание жюри – «Последние почтальоны» (Ирак), режиссёр Саад Аль-Эссами.
  • Приз зрительских симпатий – «823 км» (Россия, Татарстан), режиссёры Ирек Хафизов, Амир Галиаскаров.
  • Приз Жюри Netpac – «Ада» (Россия), режиссёр Станислав Светлов.

«На фестивале было много представителей арабского мира, азиатских стран, татарских фильмов. Во всех них чувствовался свой колорит, своя самобытность, свой менталитет. Это было очень любопытно смотреть, я ближе познакомился с новыми культурами, их традициями, их нравами», – рассказал режиссёр фильма «Ада» Станислав Светлов, получивший приз Netpac (всемирная организация, сеть продвижения азиатского кино – ред.). 

В рамках Казанского фестиваля прошло большое количество мастер-классов и творческих встреч, одной из которых стала презентация проекта «Чыскыырай – женщина Саха». Документальный фильм, повествующий о таланте и жизни якутской певицы Валентины Романовой, представили режиссёр Людмила Кудряшова и сама главная героиня. 

Картина стала ярким знакомством аудитории фестиваля с аутентичной культурой жителей Якутии. Этническая джаз-исполнительница ярко выступила с казанским музыкальным коллективом, создав таким образом диалог культур посредством языка и кинематографа, и музыки. 

Для гостей КМФМК была организована фотовыставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения первого президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева. В рамках выставки прошёл показ документальной картины Яны Никитиной «Гейдар Алиев – человек-легенда». 

Ключевым мероприятием деловой площадки XIX КМФМК стал региональный кинорынок, в рамках которого прошли презентации киностудий, дистрибьюторских компаний, онлайн-кинотеатров, телеканалов и фильмов независимых продюсеров и режиссеров. Организатором р егионального кинорынка стала компания «Татаркино», официальными партнерами – музей-заповедник «Казанский Кремль», Fotozoom и МТД Медиа.

Все мероприятия деловой площадки КМФМК-2023 проводятся при поддержке субсидии Министерства культуры России. 

Учредителями фестиваля являются Министерство культуры Республики Татарстан, администрация города Казани, Совет муфтиев России. Мероприятие проводится под патронажем Раиса Республики Татарстан.

Источник

AliExpress WW

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *