фото: РОСКОНГРЕСС
В Сочи 30 ноября завершил свою работу Конгресс молодых ученых, который объединил более пяти тысяч участников из 25 стран мира. Центральной темой конгресса стало обсуждение вопросов, связанных с развитием науки и научной кооперации как внутри страны, так и на международном уровне, в том числе и создание научно-популярных фильмов. Программа конгресса включила показы короткометражных научно-популярных фильмов, снятых в этом году в рамках Лаборатории научного кино 2.0 совместно с учеными Сколтеха и химфака МГУ имени М. В. Ломоносова, презентацию фильма «Как Иван Пигарёв сон изучал» (реж. Юлия Киселева) с фокус-группой.
Одним из главных событий стала сессия «Как создавать фильмы о науке, востребованные публикой: художественная ценность, научный подход и успех у зрителей», участники которой обсудили особенности документальных, научно-популярных и игровых фильмов об ученых, науке и технологиях.
Спикерами выступили: главный редактор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Татьяна Матвеева, ученые Максим Никитин и Михаил Лебедев, научный коммуникатор Юлия Позднякова, руководитель пресс-службы химфака МГУ имени М. В. Ломоносова Сергей Ивашко, член совета Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) и экспертного совета Минкультуры России по неигровому кино Николай Новиков.
Модераторами стали Дарья Рыбакова, куратор инициативы, и Юлия Киселева, кинорежиссер, сооснователь Лаборатории научного кино 2.0, лауреат премии «За верность науке». Приводим основные выводы участников дискуссии.
Что представляет собой современное научное кино?
Принято считать, что документальное кино – это кино о человеке, а научно-популярное – о некоем явлении/предмете/исследовании, что его функция – это популяризация научного знания. Правда, границы всегда размыты и бывает довольно сложно отнести ту или иную картину к определенной категории. Тем более, самые интересные произведения искусства часто рождаются именно на стыке жанров и видов. Зрителю же привычно видеть в качестве главного героя – человека, поэтому у режиссеров научного кино сложная задача: и рассказать о предмете научного исследования, и удержать зрителя перед экраном.
«Научно-популярное кино – это вид кинематографа наряду с игровыми, анимационными и документальными фильмами. Разделение кинематографа на виды прежде всего основывается на форме и методе. На том, как сделано кино. Игровое – с помощью актеров, анимационное – с помощью анимации, у документального свои документальные методы. Научпоп может сочетать в себе и игровые, и документальные, и анимационными методы», – рассказала Юлия Киселева.
Какое научно-популярное кино ждет зритель?
Согласно проведенному опросу зрителей, научно-популярное кино вызывает ассоциации, в основном связанные с просветительским контентом и доступностью информации. На протяжении 70 лет, вплоть до перестройки, главной функцией научного кино действительно была информационная. Но сейчас эту функцию выполняет интернет – все, что нужно узнать, находят там. От кино зритель ждет эмоции, поэтому наиболее интересными считает фильмы с сильным жанровым отличием. К примеру, драмеди, комедия, детектив.
Если режиссер хочет достичь успеха в создании научно-популярных фильмов, он должен не только владеть методами, но и уметь работать с жанрами.
«80% поступающих заявок на конкурсы ИРИ – это фильм-репортаж, и это грустно, потому что зрителю нужно жанровое кино», – поделилась Татьяна Матвеева.
Участники сессии отметили, что не хватает игровых фильмов, сериалов про науку, а также фильмов о выдающихся ученых. В данный момент у ИРИ в производстве фильм о Курчатове и в планах – о Королеве.
При этом для разной аудиторий контент должен быть разный. К примеру, к контенту для подростков часто привлекают блогеров. Все участники сессии сошлись на том, что нужны новый взгляд и новый подход к рассказу про ученых, научные открытия и явления. Оригинальные художественные ходы.
Юлия Позднякова заметила, что сейчас в основном в публичном пространстве фигурируют молодые ученые.
«Что происходит с учеными, которые не молодые? Где они? Про них истории получаются довольно редко. Наверное, хотелось бы больше историй про то, как вообще развивается научная карьера, что это не всегда история успеха, что это может быть череда неудач, успех случится потом, а может быть не случится вообще никогда», – пояснила эксперт.
Она также заметила, что полнометражный фильм «Как Иван Пигарёв сон изучал», который выйдет в марте 2024 года, является примером истории про уже состоявшегося ученого – во время съемок фильма ему было почти 80 лет.
Также затронули тему научной достоверности в художественном кино. «Если вы вводите в историческую канву некого вымышленного персонажа, в этом ничего страшного нет, это художественный вымысел, а вот если у вас в лаборатории стоят незакрытые пробирки, и ребенок, который начинает заниматься химией, также у себя это в лаборатории поставит! К нам потом приходят студенты без пальцев и без глаз», — прокомментировал Сергей Ивашко.
Будущее научпопа
Развитие научного кино во многом зависит от профессионализма его создателей, их понимания особенностей научного подхода и ответственности за достоверность предоставляемой информации.
В контексте десятилетия науки и технологий многие обращаются к созданию научно-популярных фильмов. Однако не все картины получаются высокого качества. Есть проблемы не только с жанрами, но и с драматургией. Довольно много фильмов о науке демонстрируют только ее положительные стороны, не углубляясь в сложности и противоречия научного процесса. «Наука – это сложный и глубокий процесс, который включает в себя конфликты, споры и ложные пути. Многие фильмы поверхностно представляют работу ученых, сосредотачиваясь только на достижениях. А зритель хочет видеть на экране живого человека», – отметила Юлия Киселева.
Эксперты пришли к выводу, что на сегодняшний день основными платформами для просмотра научного кино являются интернет-ресурсы, однако традиционные форматы спецпоказов и кинопоказов с последующим обсуждением фильмов по-прежнему актуальны. При выборе стратегии проката фильма создателям важно решить, что важнее: получить максимальное количество просмотров, представить фильм на кинофестивалях или демонстрировать его на большом экране. Это поможет разработать план продвижения фильма к зрительской аудитории.