Истории о рыцарях всегда были окружены романтическим ореолом. Во многом благодаря литературным произведениям на эту тему, в которых обыгрывались всевозможные «кодексы чести» и фигурировали различные «дамы сердца». Само понятие «рыцарь» со временем приобрело несколько иной смысл и стало почти синонимом благородства и готовности защищать слабых. Естественно, все эти представления о закованных в доспехи средневековых воинах, их нравах и целях были далеки от действительности, так как в жестокие времена их существования практически не было места для сантиментов, а жизнь рыцаря редко оказывалась продолжительной.
Тем не менее, практически с момента своего рождения кинематограф активно подпитывал легенды о рыцарстве и лишь к исходу 20-го столетия на экранах стали появляться более объективные образы. Издание «Новости кино» предлагает своим читателям вспомнить самые интересные фильмы о рыцарях и поделиться своими предпочтениями в этом поджанре.
«Первый рыцарь» (1995)
Приключенческим фильмом Джерри Цукера о замке Камелот и его Рыцарях Круглого Стола под предводительством благородного короля Артура начнем наш обзор. В картине есть все, что удовлетворит взыскательного зрителя — динамичный сюжет, атмосфера Средневековья, восхитительная музыка Джерри Голдсмита, кровавые сражения и яркие персонажи в исполнений первоклассных актеров — Шона Коннери, Ричарда Гира, Джулии Ормонд и Бена Кросса.
В течение двух часов вы будете наблюдать за ожившей кельтской легендой о великом и мудром правителе Артуре, его прекрасной и отважной невесте Леди Гвиневре Лайонесской, доблестном рыцаре Ланселоте и коварном Малагане. Стоит отметить, что история не обойдется без драматического любовного треугольника, так что дамам придется приготовить носовые платки.
«Царство небесное» (2005)
Как и в предыдущем фильме, исторические события в эпосе Ридли Скотта, изложены достаточно вольно. Орландо Блум, двумя годами ранее сыгравший подмастерья кузнеца в первых «Пиратах карибского моря», в «Царстве небесном» уже сам полноправный кузнец Балиан. Обагрив руки кровью и неожиданно для самого себя совершив прыжок из грязи в князи, став рыцарем, Балиан отправляется замаливать грехи в Иерусалим. И надо сказать, рыцарь из него получился классический — защитник слабых, нестяжатель, верный Господу и долгу, ну и красавец. Сценарий Скотта, состоявший из 260 страниц, вылился в 189 минут режиссерской версии и 140 театральной.
В фильме, показывающем взятие Иерусалима войсками султана Саладина в 1187 году, можно найти много исторических ляпов, а можно насладиться эпическими сражениями, искусно и скрупулезно созданными костюмами и декорациями, игрой талантливых актеров и великолепной музыкой Гарри Грегсона-Уильямса. Наблюдая за противоборством религий и культур, человеческих слабостей и силы духа, благородства и низости, невольно задумываешься о вечных ценностях. Картина провалилась в прокате, но разве это помешает любоваться прекрасной дамой в исполнении Евы Грин?
«История рыцаря» (2001)
Слегка разбавить пафос от предыдущих картин и дать задуматься о том, что рыцарь — это не титул, а состояние души, поможет приключенческий комедийный боевик Брайана Хелгеленда. Слуга скончавшегося от ран благородного господина Уильям (Хит Леджер) решил присвоить его доспехи и наконец осуществить свою заветную мечту — участвовать в рыцарских турнирах. Пройдохе удается состряпать себе родословную и обзавестись подходящим рыцарю звучным именем — Ульрих фон Лихтенштейн.
Про приключения новоявленного рыцаря лучше не читать, а смотреть, тем более, что вас ждет много удивительных и забавных «придумок» режиссера: анахронизмов в виде рок-музыки и современных танцев, спортивных «кричалок», о которых и не ведали в 14-м веке, а также логотипов на доспехах. В общем, если вы хотите драйва, кипучей энергетики и страстной любви (а куда без нее) и сказки для взрослых, занимайте места согласно входным билетам. В образе прекрасной дамы Леди Джоселин — Шаннин Соссамон.
«Жанна Д`Арк» (1999)
Французский режиссер Люк Бессон решил представить зрителям свою версию овеянного легендами образа национальной героини, спасительницы короны и самого государства, естественно, поручив сыграть главную роль своей тогдашней музе Милле Йовович. Действие происходит в начале XV столетия, когда в ходе Столетней войны Франция оказывается на пороге военной катастрофы и полной утраты государственности. Казалось, исход векового противостояния предрешен, и падение Орлеана обеспечит англичанам окончательную победу. Но тут на исторической сцене и появляется Жанна из Домреми, вмешательство которой коренным образом изменяет ход войны.
В фильме немало рыцарских поединков, продемонстрированных во всей их неприглядной кровавости, но Бессон также уделил немало внимания общению Жанны с так называемыми «голосами», которые, как считала сама Орлеанская Дева, вели ее на пути из ее родной деревни к трону, а затем и указали ей способ возглавить войско и положить начало процессу изгнания захватчиков. Фильм не был успешен в прокате, но попал в главные номинации национальной премии «Сезар» в том числе и за режиссуру. А ассоциация иностранных журналистов во Франции отметила его своей премией «Люмьер».
«Сердце дракона» (1996)
Фильм представляет собой версию классического мифа о благородном рыцаре, его даме сердца и драконе. С одним лишь исключением: в данном случае крылатый ящер наделен вполне человеческим интеллектом не меньшим благородством и обворожительным шотландским акцентом Шона Коннери. Действие происходит в Средневековой Англии, а в центре сюжета оказывается наставник юного принца Боуэн, который стремится воспитать своего подопечного в духе древних рыцарских традиций. Однажды его воспитанник получает смертельное ранение, и чтобы спасти его мать принца обращается к дракону. Тот соглашается отдать мальчику часть своего сердца в обмен на обещание, что он в будущем станет справедливым королем. Но спасенный принц вырастает и становится жестоким и коварным правителем. Боуэн винит дракона в том, что он «отравил наследника» и клянется истребить весь драконий род. Однако, как это нередко случается в мифах, судьба распорядилась иначе.
Лента, в которой снимались Деннис Куэйд, Джули Кристи, Пит Постлетуэйт, Дэвид Тьюлис, Дина Мейер и Джейсон Айзекс, оказалась успешна в прокате и заслужила номинацию на премию Американской Киноакадемии за спецэффекты.
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982)
Советский кинематограф также обращался к рыцарской тематике, точнее к первоисточнику этой мифологии — произведению писателя Вальтера Скотта «Айвенго». Эта романтическая и героическая история происходит в XII столетии и иллюстрирует все еще непримиримую вражду между англосаксонской знатью и одержавшими верх норманнами. Экранизация несколько вольно обращается с литературной классикой. В частности, из нее полностью исчезает сюжетная линия ростовщика Исаака и его дочери Ревекки, хотя в произведении их роль весьма значительна, а рацарь-храмовник Бриан де Буагильбер влюбляется не в прекрасную еврейку, что в романе Скотта становится поворотным моментом в его истории, а отдает предпочтение леди Ровене.
В целом получился, как писали кинокритики того времени, «романтически восторженный фильм», настоящим украшением которого стала не только рыцарская эстетика, но и песни Владимира Высоцкого. Работая над костюмами и вооружением персонажей советские реквизиторы ориентировались на французский справочники по средневековым доспехам. Съемки проходили в окрестностях Хотинской крепости на Украине.
«Плоть + кровь» (1985)
Фильм Пола Верховена, в котором главную роль сыграл Рутгер Хауэр. Действие происходит в начале XVI века в Италии. Барон Арнольфини стремится вернуть под контроль принадлежавший ему когда-то замок, Для штурма он нанимает отряд наемников, обещая последним в случае победы на сутки отдать город на разграбление. Битва выиграна, но коварный барон отказывается от своих слов и изгоняет наемников. Их предводитель Мартин решает отомстить и нападает на кавалькаду, в которой находится Агнес будущая жена наследника Арнольфини Стефана. Сама Агнес становится наложницей Мартина. С ее помощью, наемники захватывают первый попавшийся замок, не подозревая о том, что он охвачен чумой. Но вскоре под стенами появляется отряд оскорбленного жениха Агнес, и начинается осада.
Как и в прочих фильмах Верховена «Плоть + кровь» изобилует натуралистическими сценами, в том числе сексуального характера. Американские цензоры присвоили ему самый «жесткий» прокатный рейтинг — Х, которым отмечались ленты порнографического характера. Вполне возможно, что фильм Верховена представил наиболее объективный взгляд на нравы того сурового времени даже с учетом некоторых исторических неточностей и вольностей.
«Храброе сердце» (1995)
Историческая лента Мела Гибсона, представляющая его версию истории легендарного шотландского рыцаря и предводителя восстания против англичан Уильяма Уоллеса. Режиссер взял за основу не подтвержденную документально легенду о причинах восстания: якобы Уоллес при помощи своих соратников убил шерифа Ланарка за то, что тот казнил его возлюбленную. Ряды восставших постепенно пополняются, под знамена Уоллеса становятся предводители других шотландских кланов. Кульминацией становится знаменитая битва на Стерлингском мосту, во время которой английское войско оказывается наголову разбито. Вся Шотландия оказывается свободной, но шотландская знать не хотела мириться с огромной популярностью Уоллеса и во время следующего крупного сражения при Фолкерке предала его. Уоллес был вынужден бежать, но вскоре попал в засаду и был выдан англичанам.
Несмотря не очевидную романтизацию образа Уоллеса, исторические неточности и недовольство части самих шотландцев, которых возмущало, что их национального героя сыграл американец, проект Гибсона понравился зрителям и критикам. Ему сопутствовал большой кассовый успех, а Американская киноакадемия присудила ему сразу пять премий в том числе и в главных номинациях — «лучший фильм» и «лучший режиссер».
«Робин Гуд: Принц воров» (1991)
Очередная и самая успешная с точки зрения кассовых сборов экранизация английских баллад о дерзком разбойнике из Шервудского леса с участием Кевина Костнера. По сюжету мелкопоместный дворянин Робин из Локси, бежит вместе со своим другом Азимом из плена, куду он попал во время одного из Крестовых походов. Вернувшись домой, в Англию, он обнаруживает, что его поместье захватил шериф Ноттингема, который угнетает местных жителей и готовит заговор с целью захвата трона пока король Ричард находится в походе. Робин собирает ватагу смельчаков и начинает мстить шерифу, который ко всем прочим своим грехам собирается насильно взять в супруги деву Мариан, дочь одного из боевых товарищей Робина.
Примечательно, что сыгравший в этой картине Ричарда Львиное Сердце Шон Коннери ранее исполнял роль самого легендарного разбойника в картине «Робин и Мэриан» 1976 года выпуска. Американец Костнер же, сколь ни старался, так и не смог освоить английский акцент, что стало в дальнейшем причиной многочисленных насмешек. Фильм «Робин Гуд: Принц воров» заработал в прокате огромную по тем временам сумму более 380 миллионов долларов и был номинирован на «Оскар» за песню в исполнении Брайана Адамса.
«Александр Невский» (1938)
Безусловно любой список лучших фильмов о рыцарях был бы неполным без этого шедевра отечественной киноиндустрии, который создали режиссер Сергей Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов. Работы по созданию картины проходили в то время, когда столкновение с германским рейхом становилось лишь вопросом времени, поэтому тема многовекового противостояния славянских народов и немецких захватчиков оказалась как никогда актуальной.
Примечательно, что сам эпизод битвы русского воинства под предводительством князя Александра с рыцарской конницей Ливонского ордена на льду Чудского озера снимался летом, поэтому снег и лед имитировали с помощью нафталина, мела и обычной белой краски. Эйзенштейн привлек к работе специалистов из Эрмитажа, которые предоставили подлинные образцы вооружений и доспехов, чтобы реквизиторы смогли изготовить их точные копии. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев. Лента пользовалась огромной популярностью у зрителей, а ее создатели оказались обласканы многочисленными государственными наградами.