Знаете, я всегда стараюсь лояльно относиться к творческим экспериментам. Мы сейчас переживаем эпоху, когда искушённого пресытившегося зрителя очень тяжело чем-либо удивить. На этом фоне у кинематографистов начал набирать популярность тренд на скрещивание жанров. И недавний триумфатор «Оскара» «Все везде и сразу» даже показал жизнеспособность такой схемы. Однако новый фильм студии «A24» «Все страхи Бо», вышедший спустя всего три месяца после вручения почётных статуэток, пожалуй, стал олицетворением всех недостатков таких «жанровых коктейлей».
Ари Астер после выхода «Солнцестояния» с лёгкого пера западной прессы был причислен к числу перспективных новаторов режиссёрского цеха, хотя я до сих пор искренне не понимаю за какие заслуги, ибо «Солнцестояние» даже по меркам ужасов получилось весьма средним фильмом, а всё «новаторство» Астера заключалось в элементарном отказе от дешёвых эффектов с затемнением экрана. Тем не менее, для своей новой ленты, поймавший кураж Астер, вывел ещё более чудаковатую формулу успеха, решив замесить жутко-бесформенный винегрет из семейной драмы, ужасов и даже не комедии, а какого-то абсолютно дикого грёзофарса, водрузить на вершину этого безумия безоговорочного мастера драматических партий уровня Хоакина Феникса, развезти это вычурную мешанину на помпезные три часа и втюхать её кинокритикам, выдав за авторский взгляд. Ну чем не рабочая схема? И ведь, судя по оценкам фильму от западных критиков, у него этот финт ушами прокатил
Собственно, первая половина «Всех страхов Бо» создала впечатление, что Астер, словно загипнотизированный своим внезапным успехом, всё ещё продолжает снимать «Солнцестояние», с той лишь разницей, что антураж шведской глубинки сменился на улицы неблагоприятного района в одном из американских мегаполисов, а в остальном- всё тот же чересчур медлительный и даже близко не играющий на нервах триллер, который из кожи вон лезет, чтобы казаться чем-то более глубоким и претенциозным. Но, как только лента достигла своего экватора, у меня возникло ощущение, что дальше над ней работали сразу несколько не договорившихся между собой режиссёров, каждый из которых хотел снимать по-своему. К итак не особо захватывающему триллеру добавились потуги уйти не то в семейную драму, не то в историю маленького человека, пытающегося понять природу своих страхов и комплексов.
Олицетворением всего фильма стала сцена, снятая в театральных декорациях, которая хоть и здорово поставлена, но выглядит скорее как деталь паззла, которую пытаются впихнуть не на своё место. По сути, «Все страхи Бо»- это не цельное полотно, а всего лишь нарезка из разных жанров и режиссёрских стилей, напоминающая в полном сборе монстра Франкенштейна. По всей видимости, Астер настолько замахнулся, что хотел на языке кинокамеры исполнить произведение, подобное легендарной «Богемской рапсодии», но не смог угадать ни с сюжетом, ни с темпом повествования и в результате у него получилась какая-то корявая хаотичная какофония.
Единственная ставка Астера, оправдавшая себя- это выбор Хоакина Феникса на главную роль.
Феникс оказался главной причиной досмотреть фильм до конца, ибо порывы покинуть зал до финальных титров у меня, признаюсь, возникали. Кажется, что актёрский универсализм позволяет Хоакину гармонично влиться в любой треш, происходящий на экране. Ну а роли людей, преодолевающих психологические проблемы- это вообще его конёк. Напомню, что помимо Артура Флекка в «Джокере», в его послужном списке есть ещё очень колоритные образы ветераны войны, страдающего посттравматическим расстройством в картине Пола-Томаса Андерсона «Мастер» и прикованного к инвалидному креслу алкоголика, пытающегося найти смысл жить дальше в лёгкой драмедии Гаса Ван-Сента «Не волнуйся, он далеко не уйдет».
Поскольку самому Астеру удивлять оказалось, мягко говоря, нечем, «Все страхи Бо» превратились в персональный бенефис Феникса, который очень детально создал на экране образ «человека в футляре». Бо- это нескладный неумелый недотёпа, который, дожив до седины в волосах, не научился самостоятельно принимать решения, боится всего вокруг и каждый выход за пределы квартиры, ставшей его крепостью, превращается для Бо, видящего в каждом встречном незнакомце убийцу или грабителя, в настоящий бег с препятствиями. Естественно, весь круг общения такого человека сводится лишь к двум людям- психотерапевту и маме. И вот отношения с последней показаны в фильме очень красочно.
Думаю, все любители советского кино без труда вспомнят героев прекрасного советского фильма «Покровские ворота» Маргариту Павловну Хоботову и её бывшего супруга Льва Евгеньевич, и какие отношения между ними были. У Бо со своей родительницей примерно такая же связь. Это тот случай, когда строгая властная женщина, придерживающаяся принципа «есть моё мнение, и есть неправильное», рано потерявшая мужа и оттого направившая всю свою заботу и энергию в сыночка, который воспитываясь в условиях эдакой материнской любви с деспотичным оттенком, вырос абсолютно безвольным и бесхарактерным. Пожалуй, сюжетная ниша, раскрывающая отношения между матерью и сыном- это самая адекватная часть всей картины, прекрасно иллюстрирующая, как из-под крыла женщины с железной хваткой выходит вот такой зашуганный мамин седовласый мальчуган, у которого внутри вата вместо крепкого стержня.
Но, конечно же, одной лишь харизмы Феникса не хватило для того, чтобы вытащить это сюрреалистичное зрелище.
У меня после просмотра в голове вертится лишь один вопрос. Кем себя возомнил Ари Астер? Грандиозным творцом, проводящим эксперименты в поисках великой красоты? Может быть, с кинокритиками у него этот номер и прошёл, но я убеждён, что непредвзятый зритель более чувствителен к различного рода фальши. «Все страхи Бо»- это всего лишь натужная попытка продать безвкусицу, выдав её за высокое искусство. Если в следующем году эта лента попадёт в число соискателей «Оскара», то объективности американских киноакадемиков можно будет устроить торжественные похороны.
Автор: Игорь Юрьев