фото: MovieStart
Работу бизнес-площадки 46-го Московского международного кинофестиваля 19 апреля открыл круглый стол на тему «Продвижение российского контента на зарубежные площадки. Новая реальность». Модератором дискуссии выступил исполнительный директор журнала «Кинорепортер» Алексей Говорухин.
Смотреть видео:
В числе спикеров:
Лейла Атакишева – директор департамента международных продаж «Централ Партнершип»;
Мария Дорохина – руководитель департамента международных проектов ООО «Союзмультфильм»;
Дмитрий Кабанов – директор по связям с индустрией и международным b2b мероприятиям АО «РОСКИНО»;
Игорь Шибанов – продюсер, генеральный директор компании MovieGo и ТВ-канала «СуперГерои».
По данным Алексея Говорухина, в 2023 году в мире российского кино было продано на сумму чуть более 17 млн долларов. В 2019 году эта сумма составляла 52 млн долларов. О спросе на российский контент в мире и векторах развития отечественной киноиндустрии на внешнем рынке рассказали участники дискуссии.
Дмитрий Кабанов заявил, что «РОСКИНО» за минувший год организовало участие 76 российских компаний в пяти международных кинорынках: во Вьетнаме, КНР, ОАЭ, Японии и Индии, где в общей сложности было представлено 320 отечественных проектов.
По результатам проводимых «РОСКИНО» опросов, можно говорить об уверенном спросе на отечественную продукцию, даже в условиях геополитической напряженности. В числе новых партнеров Кабанов назвал страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) и Китай.
«Для большинства наших новых партнеров это пока мало понятный и неизвестный контент, поэтому они не готовы платить за него много. Кроме того, у нас сохранились связи с небольшой частью компаний Европы и США, и сделки продолжают совершаться. Их мало, но они есть», – отметил представитель «РОСКИНО».
Он сообщил, что в данный момент организация реструктурирует стратегию поддержки отечественных производителей, разрабатывая новые форматы, призванные помочь им вести работу с западными коллегами.
«Думаю, что в мае или июне закончится разработка нового пакета, и мы сможем запустить этот процесс и объявить о его запуске», – подчеркнул участник дискуссии.
Мария Дорохина отметила, что «Союзмультфильм» повернулся на Восток, в числе приоритетных партнеров компании на данный момент – Китай, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия. В сфере интересов остается и Латинская Америка, хотя она более подвержена влиянию западных санкций.
По ее словам, анимация имеет наибольший потенциал для экспорта, однако здесь есть ряд нюансов. Наиболее активно заключаются сделки со странами MENA, для компании перспективен китайский рынок, хотя в последнее время стало сложнее работать на нем.
«В Китае произошел ряд изменений: летом прошлого года были введены новые правила на получение сертификатов, разрешающих показ контента, значительно снизился спрос на 2D контент, снизилось квотирование на показ – до 10 тысяч минут анимационного контента – и т.д. При этом нужно понимать, что детский контент во всех странах Востока – это по понятным причинам наиболее регламентированный вид контента», – отметила Дорохина.
В Юго-Восточной Азии сохраняется высокий спрос на детский контент, но ограничено количество каналов, транслирующих анимацию. Это сказывается на бюджете, несмотря на динамичные продажи.
«Дело не в том, что новые рынки не готовы покупать контент, они в принципе не платят лицензионное вознаграждение в том объеме, что западные партнеры», – пояснила Дорохина, подчеркнув, что это никак не связано с политическим противостоянием России со странами Запада.
При этом она отметила, что самые прибыльные сделки в «новых» регионах осуществляются с «панрегиональщиками» – крупными международными компаниями. «Это Warner Bros, Sony и т.д., то есть преимущественно американские компании, которые не готовы сейчас работать с нами. Однако обходные пути есть – главное, чтобы контент был классным, работать можно», – поделилась эксперт.
Лейла Атакишева добавила, что помимо анимации на внешнем рынке востребованы экшны, научная фантастика, приключения, а интерес к российской продукции, судя по итогам прошедшего европейского кинорынка, сохраняется со стороны некоторых европейских стран, в частности Германии и Польши. По мнению спикера, это связано с высоким качеством поставляемого Россией контента. Также представитель ЦПШ уточнила, что с начала 2024 года более 10 картин компании вышло в прокат в разных странах мира.
Меньшие по стоимости сделки спикер объяснила низкой покупательской способностью местных жителей в сравнении со странами Запада, а также спецификой развития местной киноотрасли. К примеру, Китай и Индия делают ставку на развитие контента собственного производства.
Отвечая на вопрос о целесообразности вложений средств в рекламу, Лейла Атакишиева подчеркнула, что наиболее оптимально найти хорошего дистрибьютора, который знает специфику местного рынка и умеет качественно делать свою работу.
Комментируя перспективы развития копродукионных проектов со странами Азии, эксперт отметила, что их будет не так много, как это могло бы показаться на первый взгляд.
«Такие страны, как Индия и Китай, крайне сложны для копродукции, потому что все заключаемые соглашения подразумевают, что главными героями фильма должны быть представители обеих стран, например, русский и китаец. Всё-таки обычно история подразумевает наличие одного главного героя. К тому же надо подобрать историю, которая будет работать на оба рынка, иначе это будет лишь российский фильм, снятый в Индии, либо российский фильм, где есть пара китайских персонажей», – пояснила Атакишиева.
Игорь Шибанов рассказал о мерах поддержки, на которые может рассчитывать отрасль в нашей стране. По его мнению, эффективные программы предлагает МЭЦ, РЭЦ, однако с каждым годом растут и требования, осложняющие работу небольших компаний.
Также он призвал учитывать фактор конкурентного рынка, в условиях которого российским кинопроизводителям приходится бороться с местными за внимание зрителя.
«Как нас боялись 10-15 лет назад, когда мы только появлялись на международном рынке, так нас боятся и сейчас, и это достаточно сложный путь, который мы проходим. Но наше упорство и трудоспособность сделают свое дело», – выразил уверенность эксперт.
Напомним, что бизнес-площадка 46 ММКФ традиционно прошла в киноцентре «КАРО 11 Октябрь». Ее эксперты обсудили развитие российского регионального кинематографа, а также приняли участие в Московском питчинге дебютантов, прошедшим в 16-й раз.
Организаторы: дирекция ММКФ, Молодежный центр Союза кинематографистов России при участии Фонда поддержки регионального кинематографа.
Информационные партнеры: «Бюллетень кинопрокатчика», «Кинобизнес сегодня», «Кинорепортер», «Мувистарт», Cinemaplex.